ПРОЕКТ <<СИМВОЛИКА И ГЕРАЛЬДИКА МОЕЙ РОДИНЫ>>
21 апреля 2018
____________________________________________________________________________
:
Название проекта: «Символика и геральдика России»
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей в рамках данного проекта основывается на программе<<От рождения до школы >>Основной раздел программы: образовательная область «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» (чтение художественной литературы), «Художественно-эстетическое развитие». При планировании деятельности в рамках проекта учитывались Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 в редакции от 21.07.2014 года, а так же Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, где отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников.
Цель проекта: обогащать имеющийся опыт детей и полученные ранее знания о своей Родине посредством ознакомления с основной символикой и геральдикой России.
Задачи:
Расширять и углублять представление о Родине – России, как о большой стране.
Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, стихов, рассказов об исторических событиях нашей Родины.
Воспитывать детей в духе патриотизма, прививать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Возложить фундамент для дальнейшего патриотического воспитания детей посредством ознакомления с историей России, геральдикой и символикой страны.
Способствовать развитию любознательности, как личностного качества.
Привлечь семьи воспитанников к воспитательно-образовательному процессу ДОУ.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Оценка реализации проекта, а так же освоения детьми представленной в проекте информации, оценивается посредством деловой игры.
Срок реализации: 1 месяц.
Предполагаемый результат:
- Сформирован устойчивый интерес к символике страны.
- Узнают и отличают символы России среди символов других стран.
- Имеют представления о цветовом значении символики и геральдики.
- Заложены основы уважения к символике и геральдике страны.
Методы проекта:
Беседы
Экскурсии
Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок, рассказов, былин)
Игры
Соревновательная деятельность
Деловая игра
Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
Подготовительный этап:
Определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение проекта с родителями , выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Основной этап реализации проекта:
Участие родителей в проектной деятельности:
Участие в подборе информации (фотографий, иллюстраций, книг, и т.п.) по теме проекта, иного познавательного материала;
Участие в совместных мероприятиях (праздниках, развлечениях ).
Вид проекта: познавательный, групповой.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
.
Актуальность проекта
«Патриотизм — это нравственная категория, которая ставит личность на более высокий
уровень существования…»
В.А. Сухомлинский
Гуманистический подход к патриотическому воспитанию В. А. Сухомлинского созвучен с идеями современной педагогики, поэтому педагогическое наследие талантливого педагога является актуальным для решения проблем патриотического воспитания в наши дни.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви в Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны:
- кратковременность интересов,
- неустойчивое внимание,
- утомляемость.
Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.
План реализации проекта
Многолетняя работа, в данном направлении позволила выбрать наиболее понятные и актуальные для данной темы образовательно-воспитательные блоки. В итоге был разработан и принят совместно с родителями вариант перспективного плана по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Проект представлен 3 блоками:
Временной период Блоки |
Тема мероприятия |
Программное содержание |
Компоненты (формы и методы работы) |
1-я неделя «Флаг Российской Федерации» |
«Знакомство с флагом РФ» |
- Развивать в детях чувство гражданственности. - Дать детям представление о флаге, как государственной символике страны. - Учить отличать флаг Российской Федерации от других флагов. - Объяснить обозначение цветов флага. |
- Беседа с применением мультимедийного оборудования (просмотр видеороликов), - Просмотр фотоальбома «Флаги мира» - Создание флага способом аппликации. - Игры дидактической направленности.
|
2-я неделя «Герб Российской Федерации» |
«Знакомство с гербом РФ» |
- Продолжать развивать в детях чувство гражданственности. - Дать детям представление о гербе, как государственной символике страны. - Учить отличать герб Российской Федерации от гербов других стран. - Объяснить обозначение цветов и составляющих частей герба. |
- Беседа с применением мультимедийного оборудования (презентации), - Просмотр фотоальбома «Гербы мира». - Участие в групповом семейном конкурсе «Герб моей семьи» - Игры дидактической направленности. |
3-я неделя «Гимн Российской Федерации» |
«Знакомство с гимном РФ» |
- Закрепить в детях чувство гражданственности. - Дать детям представление о гимне, как государственной символике страны. - Учить отличать гимн Российской Федерации от гимнов других стран. - Объяснить значение гимна, как главной песни страны. |
- Беседа с применением мультимедийного оборудования (просмотр видеороликов), - Прослушивание гимна РФ, - Игры дидактической направленности на узнавание гимна РФ среди гимнов других стран. - Разучивание стихов о Родине |
Итоговое мероприятие |
Деловая игра для детей 6-7 лет «Хочу все знать» |
- Подвести итог деятельности посредством игровой деятельности. - Привлечь родителей к организации данного мероприятия. - Закрепить представления детей о государственной символике РФ. - Определить уровень освоения информации детьми. |
- Разучивание стихов о Родине. - Подготовка защиты герба своей семьи победителями внутригруппового семейного конкурса «Герб моей семьи». - Оформление зала соответственно теме игры. - Подготовка грамот и памятных призов для участников игры. |
Материально-техническая база:
- Ноутбук
- презентации по темам непосредственно-образовательной деятельности
- Гимн РФ
- Государственная символика России
- Конспекты бесед, непосредственно-образовательной деятельности
- Грамоты для участников конкурса, игры.
- Цветная бумага
- Клей ПВА
- Ножницы
- Белый картон (ватман)
Результаты реализации проекта
В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативные суждения на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы её сами сделаем. Есть старая истина – нельзя вырастить патриота, не будучи патриотичным самому.
Достигнутые результаты:
- рост познавательной активности детей (повысился на 53 %), повышение активности родителей в делах группы.
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Заключение
Воспитанию патриотов и достойных граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогов образовательного учреждения по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации (герб, флаг, гимн) среди дошкольников.
Изучение истории государственных символов имеет большое значение в воспитании юного поколения. Данная работа основывается на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, а так же на понимании роли различных условных образных обозначений в воспитании и обучении детей.
Не менее важным условием в патриотическом воспитании детей является тесное взаимодействие с семьями воспитанников. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопрос воспитания патриотизма, гражданственности не считается важным, и, зачастую, вызывает лишь недоумение.
Духовный патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм приобретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Подводя итог необходимо подчеркнуть, что пока не поздно, за детей нужно бороться, не жалея средств и сил. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Работая над темой воспитания в детях чувства патриотизма Я пришла к выводу, что детям интересна проблема патриотического воспитания. Дети 6-7 лет с удовольствием рассматривают альбомы, презентации, участвуют в исследовательской деятельности. Я не знаю ни одного ребенка, в душе которого не остался бы след от нашей совместной деятельности.
____________________________________________________________________________
: